Психологический портрет ребенка
от 1 года до 2 лет.
1 год - 1 год 3 месяца
* Самостоятельно ходит, но может и падать.
* Залезает, карабкается на диваны и низкие кресла.
* Уверенно держит чашку двумя руками и пьет из нее, почти не проливая. Но поставить чашку на место пока не может, чаще отдает ее взрослому.
* Пытается самостоятельно есть.
* Вслед за показом взрослого может поставить один кубик на другой и таким образом построить домик башню из двух кубиков.
* В играх все чаще подражает бытовым действиям взрослых: "читает" и "разговаривает по телефону", как папа; "подметает и вытирает пол", как мама.
* Складывает игрушки и предметы в емкость (ящик коробку или корзину).
* Малыш хорошо знает имена близких взрослых, понимает многие названия знакомых игрушек, окружающих предметов, названия одежды.
* По просьбе показывает рукой или берет в руки предметы, названные взрослым.
* Понимает слова, обозначающие действия и некоторые бытовые ситуации.
* Использует не менее шести простых слов, но это настоящие слова, а не слова метки или облегченные слова: мама, папа, дядя, дай, на и др.
1 год 4 месяца - 1 год 6 месяцев
* Хорошо самостоятельно ходит: прямо, по кругу, огибает предметы. Бегает, глядя себе под ноги. Почти не падает.
* Самостоятельно садится и сидит на стуле, скамеечке. Залезает на взрослое кресло и садится в нем.
* Уверенно ест густую пищу ложкой из тарелки. Пытается самостоятельно есть жидкую пищу ложкой.
* Сосредоточенно играет, обходясь без вашего присутствия или помощи. При этом предпринимает самостоятельные действия с игрушками.
* Радуется собственным удачам и огорчается, если что-то не получается.
* Продолжает подражать близким взрослым: "читает книгу или газету", как папа; "готовит уроки", как сестра. Увеличивается число используемых в быту предметов, назначение которых понимает. Любит играть с предметами домашнего обихода. Пытается сам помогать взрослым по дому.
* Рисует карандашом, фломастером. Оставляет на бумаге разные каракули: зигзаги, штришки, реже незамкнутые овалы и не очень прямые линии.
* Интересуется действиями других детей.
* Активный словарный запас в полтора года достигает не менее восьми - девяти слов, а у многих детей - нескольких десятков
1 год 7 месяцев - 1 год 9 месяцев
* Бегает достаточно быстро и свободно. С опорой одной рукой о руку взрослого или хватаясь одной рукой за перила поднимается и спускается по лестнице, ставя по две ноги на каждую ступеньку.
* Самостоятельно ест ложкой любую, в том числе и жидкую пищу из тарелки. Самостоятельность еще не сопровождается аккуратностью, хотя уже в меньшей степени во время еды пачкает вокруг себя. Может хорошо пользоваться и вилкой.
* Улучшаются навыки по снятию одежды - стягивает с себя один два предмета одежды
* При игре со специальными наборами начинает ориентироваться в трех контрастных формах: шар, кубик, кирпичик.
* Самостоятельные игровые действия сопровождает эмоционально выразительными высказываниями, мимикой. Получает эмоциональное удовлетворение от действий с игрушками.
* Если дать карандаш, то старательно черкает им в пределах листа.
* Любит сам рассматривать книгу с картинками, переворачивает страницы
* Четко выполняет двух-этапные инструкции (пойди в кухню и принеси чашку), требующие двух последовательных действий в двух разных направлениях движения: во первых, пойди в кухню и, во вторых, принеси чашку.
* Резкий рост активного словаря ребенка. Ежедневно появляются новые слова. В активном словаре не менее 20 слов к 1 году 8 месяцам, а у многих детей - намного больше.
* Начинает произносить предложения из двух слов (простая фраза) "папа идет", "кукла упала".
1 год 10 месяцев - 2 года
* К двум годам малыш самостоятельно, уже без опоры о перила или руку взрослого, поднимается и опускается по лестнице, приставляя одну ногу к другой на каждой ступеньке после каждого шага.
* При еде удерживает ложку как положено - между большим и указательным пальцами, самостоятельно ест из тарелки, аккуратно, не обливаясь.
* Начинает частично одеваться: натягивает носки, тапки, шапку, рукавицы, обувь, иногда с небольшой помощью взрослого. Может натянуть ботинок, но не всегда на нужную ногу. Частично раздевается: снимает обувь, штаны, носки.
* Двухлетний ребенок может самостоятельно построить башню из шести восьми кубиков.
* Собирает по вашему указанию пирамидку по убыванию размера из двух колец.
* К двум годам в игре детей должно уже быть воспроизведение последовательности логически связанных действий, то есть сюжетная игра. Например, сначала купает куклу или мишку, затем вытирает; сначала нагружает машину, а затем возит ее; сначала кормит куклу, а затем моет и вытирает посуду.
* Может выполнить поручения (инструкции), состоящие из трех этапов (возьми чашку, пойди в кухню и поставь ее на стол), требующие трех последовательных действий: во-первых, возьми чашку, во-вторых, пойди в кухню и, в-третьих, поставь чашку на стол.
* Эмоции и общение становятся богаче: сопереживает, сочувствует плачущему ребенку, пожилому человеку, бережно относится к животным, растениям. Однако чаще всего это делает по примеру взрослого, а по собственной инициативе редко. Улыбается, жестикулирует, заглядывает в глаза, чтобы удержать внимание взрослого или другого ребенка, ожидает похвалы.
* С интересом смотрит мультфильмы, детские телевизионные передачи.
* В два года активный словарный запас насчитывает не менее 40 слов
* Ребенок к двум годам должен знать названия и называть некоторых животных, некоторые предметы быта, одежды, посуды. Должен знать и называть имена родителей, близких взрослых, знакомых детей.
* Называет свое имя. При разговоре называет себя пока еще в третьем лице: вместо "я пошел" - "Саша пошел".
* Может рассказать в двух трех предложениях о том, что видит в данный момент.