Зачем нужна речевая гимнастика?!
Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы - чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.
Обучение правильному произношению звуков начинается с речевой гимнастики. Проводить её нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.
Начинается речевая гимнастика с дыхательных упражнений. Дыхательная гимнастика важна в становлении речи. Чтобы выработать правильную воздушную струю, необходимую для произнесения многих звуков, научите ребенка дуть тонкой струйкой на легкие игрушки, шарики, кораблики на воде (щеки раздувать нельзя!)
Развитие фонематического слуха - различение звуков речи, что является основой для понимания смысла сказанного. «Угадай, что так звучит?» - звучание различных предметов, музыкальных инструментов , «Кто как кричит?» - подражание голосам птиц, животных.
Целью артикуляционных упражнений является выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции (языка, губ, щёк, нижней челюсти), что необходимо для правильного произношения звуков.
«Окошко» широко открыть рот - "жарко" закрыть рот - "холодно"
«Дудочка» с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты)
«Шарик» надуть щеки, сдуть щеки
Развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Здесь нам помогут простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом.
Сидит белка на тележке стучим кулачком о кулачок
Продает она орешки.
Лисичке-сестричке, поочередно загибаем пальчики
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке ушастому.
Кому в платок, ладошки прижаты мизинцами и раскрыты
Кому в кузовок, ладошки соединяются «ковшиком»
Кому в лапоньку. протягиваем одну ладошку
Не забывайте о разучивание скороговорок, пословиц, стихотворений, считалок.
!Речь взрослого является образцом для речи ребенка!