Психологический портрет ребенка от 9 до 12 месяцев
К
10 месяцам малыш:
* по инициативе взрослого выполняет
действия в играх: «Догоню-догоню», «Сорока-сорока», «Прятки» и др.;
* подражая взрослому, повторяет за ним
новые слоги, которых еще нет в его лепете;
* самостоятельно и по просьбе
взрослого выполняет разученные ранее действия с игрушками: вынимает и
вкладывает, открывает и закрывает и т. д.;
* на просьбу «дай» находит и дает
знакомые предметы;
* поднимается на невысокую поверхность
или горку, держась за перила, и сходит с нее.
К 11 месяцам малыш:
* по слову взрослого выполняет
разученные ранее действия с игрушками: водит куклу, кормит собачку и др.;
* по просьбе взрослого находит и дает
нужную куклу, мяч, машину, которые видит среди игрушек. Появляются первые
обобщения в понимаемой речи;
* произносит первые слова-обозначения,
например: ав-ав, кис-кис, первые глаголы: дай, на, ам-ам;
* овладевает новыми действиями с
предметами, начинает выполнять их по словесной инструкции взрослого: ставит кубик на кубик, снимает и надевает кольца с большими отверстиями на стержень;
* стоит самостоятельно; делает первые
шаги.
К 12 месяцам малыш:
* понимает (без показа) названия
нескольких предметов, действий, имена взрослых и детей, выполняет отдельные просьбы: найди, принеси, отдай мне, положи на место;
* понимает слово «нельзя» (прекращает
действие);
* понимает некоторые слова в речи взрослых,
имеющие обобщенный характер;
* по слову взрослого выполняет
разученные ранее действия с игрушками;
* легко подражает новым слогам;
* произносит 6—10 облегченных слов;
* различает предметы по форме,
отличает кирпичик от кубика не только по образцу, но и по слову взрослого;
* узнает на фотографии знакомых
взрослых;
* самостоятельно выполняет разученные
действия с игрушками (катает, водит, кормит и др.);
* переносит действия, разученные с
одним предметом, на другой (водит, кормит, баюкает куклу, мишку и др.);
* ходит самостоятельно без опоры.