Трудности которые испытывает первоклассник
Ø Первая связана с особенностями нового
школьного режима (надо вовремя проснуться, нельзя пропускать занятия, на всех
уроках требуется сидеть спокойно, домашние задания необходимо выполнять
своевременно и т.д.). Без должных привычек у ребенка появляется чрезмерная
усталость, срывы в учебной работе, пропуск режимных моментов. Большинство
семилетних детей подготовлены к формированию соответствующих привычек.
Необходимо только, чтобы родители и учитель понятно и четко выражали новые
требования к жизни ребенка, постоянно контролировали их выполнение, принимали
меры поощрения и наказания с учетом индивидуальных особенностей детей.
Ø Вторая трудность,
которую испытывают первоклассники,
проистекает из характера взаимоотношений с учителем, с товарищами по классу, в
семье.
ь При всей возможной приветливости и доброте к детям
учитель все-таки выступает как авторитетный и строгий наставник, выдвигающий
определенные правила поведения и пресекающий всякие отклонения от них. Он
постоянно оценивает работу детей. Его позиция такова, что ребенок не может не
испытывать некоторой робости перед ним. Вследствие этого одни дети становятся
чрезмерно скованными, а другие - развинченными (дома же они могут быть совсем
другими).
ь Нередко первоклассник теряется в новом окружении, не может сразу познакомиться с другими детьми, чувствует себя в одиночестве. Важно, в первые месяцы пребывания ребенка в школе - привить ему чувство того, что класс, а затем и школа - это не чужая ему группа людей, а коллектив сверстников, младших и старших товарищей.
ь С поступлением в школу меняется положение ребенка в семье. У него появляются новые обязанности и новые права (например, школьнику нужно отвести особое место и время для домашних занятий, нужно считаться с режимом его дня). Большинство семей эти права ребенка воспринимают с уважением и полностью удовлетворяют. Нередко наблюдается даже такая картина: ощущая готовность взрослых сразу удовлетворить запросы "школьного труженика", часть детей начинает диктовать семье тот уклад домашней жизни, в центре которого находятся они - школьники. Поэтому внимание к первокласснику в семье нужно сочетать с показом ему не менее важных интересов и забот других ее членов.
Ø Третью трудность многие первоклассники начинают испытывать в середине учебного года. В начале они с радостью бегают в школу задолго до занятий, с удовольствием принимаются за любые упражнения, гордятся оценками учителя. В этом сказывается их общая готовность к овладению знанием. Но по мере привыкания к внешним атрибутам школы у ребенка гаснет первоначальная тяга к учению и в результате нередко наступают апатия и безразличие. Учителя порой стремятся преодолеть их, внося в материал элементы внешней занимательности. Но этот прием действует лишь кратковременно. Наиболее верный способ предупредить "насыщение" учением состоит в том, чтобы дети получали достаточно сложные учебно-познавательные задачи, сталкивались с проблемными ситуациями, выход из которых требует овладения соответствующими понятиями.
Таким образом, при
первоначальном вхождении в школьную жизнь у ребенка происходит существенная
психологическая перестройка. Он приобретает некоторые важные привычки нового
режима, устанавливает доверительные отношения с учителем и товарищами. На
основе появившихся интересов к содержанию учебного материала у него
закрепляется положительное отношение к учению. Ученье – это нелегкий и ответственный труд.
Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, НО не должно лишать её
многообразия, радости, игры.
Основные показатели благоприятной адаптации ребенка к школе:
·
формирование адекватного поведения;
·
установление контактов с учащимися и учителем;
·
овладение навыками учебной деятельности.