Психологический портрет ребенка от 1 года до 2 лет.
1 год - 1
год 3 месяца
*
Самостоятельно ходит, но может и падать.
*
Залезает, карабкается на диваны и низкие кресла.
*
Уверенно держит чашку двумя руками и пьет из нее,
почти не проливая. Но поставить чашку на место пока не может, чаще отдает ее
взрослому.
* Пытается самостоятельно есть.
*
Вслед за показом взрослого может поставить один кубик
на другой и таким образом построить домик башню из двух кубиков.
*
В играх все чаще подражает бытовым действиям взрослых:
"читает" и "разговаривает по телефону", как папа;
"подметает и вытирает пол", как мама.
*
Складывает игрушки и предметы в емкость (ящик коробку
или корзину).
*
Малыш хорошо знает имена близких взрослых, понимает
многие названия знакомых игрушек, окружающих предметов, названия одежды.
*
По просьбе показывает рукой или берет в руки предметы,
названные взрослым.
*
Понимает слова, обозначающие действия и некоторые
бытовые ситуации.
*
Использует не менее шести простых слов, но это
настоящие слова, а не слова метки или облегченные слова: мама, папа, дядя, дай,
на и др.
1 год 4
месяца - 1 год 6 месяцев
*
Хорошо
самостоятельно ходит: прямо, по кругу, огибает предметы. Бегает, глядя себе под
ноги. Почти не падает.
*
Самостоятельно
садится и сидит на стуле, скамеечке. Залезает на взрослое кресло и садится в
нем.
*
Уверенно ест
густую пищу ложкой из тарелки. Пытается самостоятельно есть жидкую пищу ложкой.
*
Сосредоточенно
играет, обходясь без вашего присутствия или помощи. При этом предпринимает
самостоятельные действия с игрушками.
*
Радуется
собственным удачам и огорчается, если что-то не получается.
*
Продолжает
подражать близким взрослым: "читает книгу или газету", как папа;
"готовит уроки", как сестра. Увеличивается число используемых в быту
предметов, назначение которых понимает. Любит играть с предметами домашнего
обихода. Пытается сам помогать взрослым по дому.
*
Рисует
карандашом, фломастером. Оставляет на бумаге разные каракули: зигзаги, штришки,
реже незамкнутые овалы и не очень прямые линии.
*
Интересуется
действиями других детей.
*
Активный
словарный запас в полтора года достигает не менее восьми - девяти слов, а у
многих детей - нескольких десятков
1 год 7
месяцев - 1 год 9 месяцев
*
Бегает
достаточно быстро и свободно. С опорой одной рукой о руку взрослого или
хватаясь одной рукой за перила поднимается и спускается по лестнице, ставя по
две ноги на каждую ступеньку.
*
Самостоятельно
ест ложкой любую, в том числе и жидкую пищу из тарелки. Самостоятельность еще
не сопровождается аккуратностью, хотя уже в меньшей степени во время еды
пачкает вокруг себя. Может хорошо пользоваться и вилкой.
*
Улучшаются
навыки по снятию одежды - стягивает с себя один два предмета одежды
*
При игре со
специальными наборами начинает ориентироваться в трех контрастных формах: шар,
кубик, кирпичик.
*
Самостоятельные
игровые действия сопровождает эмоционально выразительными высказываниями,
мимикой. Получает эмоциональное удовлетворение от действий с игрушками.
*
Если дать
карандаш, то старательно черкает им в пределах листа.
*
Любит сам
рассматривать книгу с картинками, переворачивает страницы
*
Четко
выполняет двух-этапные инструкции (пойди в кухню и принеси чашку), требующие
двух последовательных действий в двух разных направлениях движения: во первых,
пойди в кухню и, во вторых, принеси чашку.
*
Резкий рост
активного словаря ребенка. Ежедневно появляются новые слова. В активном словаре
не менее 20 слов к 1 году 8 месяцам, а у многих детей - намного больше.
*
Начинает
произносить предложения из двух слов (простая фраза) "папа идет", "кукла
упала".
1 год 10
месяцев - 2 года
*
К двум годам
малыш самостоятельно, уже без опоры о перила или руку взрослого, поднимается и
опускается по лестнице, приставляя одну ногу к другой на каждой ступеньке после
каждого шага.
*
При еде
удерживает ложку как положено - между большим и указательным пальцами,
самостоятельно ест из тарелки, аккуратно, не обливаясь.
*
Начинает
частично одеваться: натягивает носки, тапки, шапку, рукавицы, обувь, иногда с
небольшой помощью взрослого. Может натянуть ботинок, но не всегда на нужную
ногу. Частично раздевается: снимает обувь, штаны, носки.
*
Двухлетний
ребенок может самостоятельно построить башню из шести восьми кубиков.
*
Собирает по
вашему указанию пирамидку по убыванию размера из двух колец.
*
К двум годам
в игре детей должно уже быть воспроизведение последовательности логически
связанных действий, то есть сюжетная игра. Например, сначала купает куклу или
мишку, затем вытирает; сначала нагружает машину, а затем возит ее; сначала
кормит куклу, а затем моет и вытирает посуду.
*
Может выполнить
поручения (инструкции), состоящие из трех этапов (возьми чашку, пойди в кухню и
поставь ее на стол), требующие трех последовательных действий: во-первых,
возьми чашку, во-вторых, пойди в кухню и, в-третьих, поставь чашку на стол.
*
Эмоции и
общение становятся богаче: сопереживает, сочувствует плачущему ребенку,
пожилому человеку, бережно относится к животным, растениям. Однако чаще всего
это делает по примеру взрослого, а по собственной инициативе редко. Улыбается,
жестикулирует, заглядывает в глаза, чтобы удержать внимание взрослого или
другого ребенка, ожидает похвалы.
*
С интересом
смотрит мультфильмы, детские телевизионные передачи.
*
В два года
активный словарный запас насчитывает не менее 40 слов
*
Ребенок к двум годам должен знать названия и называть некоторых животных,
некоторые предметы быта, одежды, посуды. Должен знать и называть имена
родителей, близких взрослых, знакомых детей.
*
Называет
свое имя. При разговоре называет себя пока еще в третьем лице: вместо "я
пошел" - "Саша пошел".
*
Может
рассказать в двух трех предложениях о том, что видит в данный момент.
|